X Конкурс годовых отчетов и сайтов / 2006
Итоги 10-го конкурса годовых отчетов и корпоративных сайтов

 

Роман Горюнов
19 октября 2007 г. были подведены итоги 10-го Ежегодного федерального конкурса годовых отчетов и корпоративных сайтов, организаторами которого выступили Журнал «Рынок ценных бумаг» и ОАО «Фондовая биржа “Российская Торговая Система”».
Конкурс был организован в 1995 г. как ежегодный конкурс годовых отчетов акционерных обществ. С 2004 г. помимо отчетов также оцениваются корпоративные сайты компаний.
 
В этом году в конкурсе годовых отчетов приняли участие 117 компаний, в конкурсе корпоративных сайтов — 73 компании.

Сергей Вахтеров

В состав жюри вошли: Роман Горюнов (Фондовая биржа «РТС»), Сергей Вахтеров (Издательский дом «РЦБ»), Андрей Сайко (Министерство финансов РФ), Владимир Вербицкий (Российский институт директоров), Дмитрий Оленьков (Интерфакс), Александр Трегуб (НАУФОР), Павел Парфенов (Ассоциация независимых директоров), Елена Зенькович (ПАРТАД), Елена Пастухова (S&P), Марти Кристофф (Interbrand Zintzmeyer & Lux).
 
Отличительной особенностью последних лет стало то, что в ряде отраслей сложилась корпоративная культура, появились стандарты по раскрытию информации. Формируются традиции, которые отражают отраслевые особенности в структурировании информации и оформлении годовых отчетов. Для того чтобы выявить лидеров в той или иной отрасли, субъекте Федерации, организаторы конкурса ввели новые номинации по отраслевому и территориальному принципу.
 
Еще одной особенностью годовых отчетов некоторых компаний стало то, что информация представляется уже не в рамках отдельной книги или брошюры, а в нескольких томах, каждый из которых посвящен определенному направлению деятельности компании: финансовой, социальной, инвестиционной и т. д. Для того чтобы стимулировать компании к раскрытию определенных аспектов своей деятельности, в этом году предложены новые номинации: «Лучший отчет по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию» и «Экологическая эффективность компании».
 
Также была обновлена методика оценки годовых отчетов и сайтов компаний и ведена номинация «Лучший дебют». Победителями конкурса стали 26 компаний в 35 номинациях.
Комментируя итоги 10-го Конкурса годовых отчетов и сайтов Владимир Вербицкий отметил, что «в целом уровень раскрытия информации в годовых отчетах повысился»:
Владимир Вербицкий
  • Увеличился объем годовых отчетов: многие компании подготавливают годовые отчеты, содержащие более 100 страниц.
  • Большее число компаний включают в свои отчеты разделы о стратегии развития.
  • Увеличился объем и повысилось качество раскрываемой информации о практике корпоративного управления (итоги работы совета директоров и его комитетов, описание дивидендной политики, получение рейтингов корпоративного управления, планы по совершенствованию практики корпоративного управления). Однако продолжает оставаться низким уровень раскрытия информации о критериях определения размера вознаграждения членов советов директоров и исполнительного руководства, об индивидуальном размере вознаграждения, выплачиваемого этим лицам.
  • Чаще стала раскрываться информация о рисках в деятельности компании. Однако эта информация не всегда отражает специфику деятельности и соответствующие риски, а также недостаточно развита практика раскрытия информации о том, каким образом компании управляют указываемыми рисками.
  • Большинство компаний сопровождают включаемую в годовой отчет финансовую отчетность по международным стандартам (МСФО/ГААП США) финансовым обзором результатов деятельности (Management Discussion and Analysis).
С точки зрения качества раскрытия информации (с учетом названных выше пунктов) запомнились годовые отчеты (помимо традиционных лидеров) ОАО КБ «СОЦГОРБАНК», ОАО «Северсталь», ОАО «Вологодская сбытовая компания», ОАО «МДМ-Банк», ОАО «Мосэнергосбыт», ОАО «Мосэнерго», ОАО «АФК “Система”», ОАО «Полюс Золото».
 
Хотелось бы порекомендовать компаниям при подготовке годовых отчетов за 2007 г. и при обновлении корпоративных сайтов учитывать следующее:
  • приоритетным при предоставлении финансовой информации является раскрытие консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам (МСФО/ГААП США) и сопровождение ее подробным финансовым обзором результатов деятельности (Management Discussion and Analysis);
  • при анализе рисков в деятельности компании избегать стандартных формулировок, используемых большинством компаний, в пользу более подробного описания с учетом специфики этой деятельности. Анализ рисков должен сопровождаться описанием подходов и методов управления этими рисками;
  • при описании результатов деятельности компании анализировать их динамику и указывать факторы, определившие эту динамику;
  • в оформлении рекомендуется придерживаться стиля делового, а не развлекательного издания (что не исключает нестандартных и запоминающихся дизайнерских решений).

Выставка годовых отчетов

В следующем году желательно ввести дополнительные номинации:
  • «Лучший уровень раскрытия информации в годовом отчете среди компаний средней капитализации» (для определения лидеров не из числа «голубых фишек», которые традиционно побеждают в конкурсах). Так же как для нефинансовых компаний, годовые отчеты компаний финансового сектора целесообразно оценивать с точки зрения раскрытия информации для акционеров и потенциальных инвесторов (без акцента на раскрытие информации для клиентов — для этих целей выпускаются различные буклеты). Соответственно, критерии оценки качества раскрытия информации для финансовых и нефинансовых компаний должны быть одинаковыми.
  • «Лучший уровень раскрытия информации по отдельному аспекту деятельности компании» (например, сведений о корпоративном управлении, стратегии развития, управлении рисками, дивидендной политике, практике вознаграждения руководства компании и др.)
  • Необходимо также увеличить количество отраслевых номинаций, включая финансовый сектор, выделив отдельно банки.
Елена Зенькович

С точки зрения Елены Зенькович (ПАРТАД), «качество раскрытия информации в этом году несколько выросло, если судить по соотношению хороших и не очень хороших отчетов. Однако надо иметь в виду, что увеличение числа отчетов с неплохим раскрытием корпоративной информации в значительной степени связано с ростом количества юридических лиц, представляющих теперь электроэнергетику. Последнее в свою очередь проистекает из того, что в завершающую стадию вступил процесс реорганизации РАО “ЕЭС”, которая традиционно возглавляет отряд передовиков корпоративного управления.

С содержательной точки зрения хочется отметить годовые отчеты ОСАО “Ингосстраха”, ОАО “Мосэнерго”, ОАО ГМК “Норильский никель”, НП «НДЦ». В их отчетах, на мой взгляд, достигнут разумный баланс между формой и содержанием. Многие отчеты грешат большим количеством общих слов. Зачастую трудно понять, какое место реально занимает компания в своем сегменте рынка, так как статистика, отражающая долю корпорации в отраслевой структуре производства товаров или услуг, дается очень редко. С другой стороны, на сайтах компаний-эмитентов, как правило, отсутствует механизм обратной связи с миноритарными акционерами. Иногда возникает ощущение, что они адресованы каким-то неопределенным обитателям виртуального мира, а не инвесторам. Для начала я кое-что бы исключила из перечня номинаций. Например, номинацию “Лучший отчет по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию”. Во-первых, неясно, почему в одну номинацию включено и то и другое? Во-вторых, за что все же награждается компания: за реальную социальную ответственность или красивые слова о ней же?».

Александр Трегуб

Выступая, Александр Трегуба (НАУФОР) сказал следующее: «Уровень раскрытия информации в этом году улучшился. Многие поняли, что следование принципам прозрачности — не дань моде, а хороший инструмент повышения капитализации. Заметно, когда компании пишут годовой отчет сами, а когда отдают на аутсорсинг. Как кому, а мне больше нравятся отчеты, сделанные собственными силами, и есть кадры, которые думают о том, что и как написать не перед сдачей отчета, а в течение всего года. Во всяком случае, даже если отчет пишется привлеченными извне специалистами, это не должно быть столь очевидно. Я бы с удовольствием повышал баллы тем компаниям, которые дают возможность получать данные об их деятельности и результатах в формате, удобном для дальнейшей обработки (*.xls, *.dbf и пр.)».

С каждым годом на российские рынки капитала выходят новые компании, которые раскрывают информацию в соответствии с требованиями законодательства, бирж, а также из желания продемонстрировать своим клиентам и инвесторам лояльность по отношению к ним. В этом году в новой номинации «Лучший дебют — 2006» победителем стала «Вологодская сбытовая компания». Ее представитель, Марина Кудревская, начальник отдела документооборота и корпоративного управления, получая награду, сказала: «Наш отчет, получивший столь высокую оценку, — первый за время существования ОАО “Вологодская сбытовая компания”. Акционерное общество образовано 1 октября 2005 г. Мы изначально сделали выбор в пользу открытой компании, к этому нас обязывает и статус гарантирующего поставщика электрической энергии.

Марина Кудревская

Премия Лучший дебют 2006

Мы публичная компания, соответственно, заинтересованы в улучшении финансовых показателей, совершенствовании принципов корпоративного управления. Открытая компания — это наш выбор, далеко не все решаются пойти таким путем. Сегодня годовой отчет — это не только документ для внутреннего пользования, содержащий данные о деятельности компании по итогам года, но и публичный, эффективный инструмент для формирования имиджа акционерного общества. Мы постарались сделать его информационно насыщенным, отражающим все аспекты работы на рынках электроэнергии, и одновременно наглядным, интересным для всего сообщества — акционеров, инвесторов, клиентов, партнеров».

По мнению представителя старейшего участника конкурса годовых отчетов компаний — ОАО «Мосэнерго», компаниям, стремящимся улучшить свою корпоративную отчетность, не стоит «изобретать велосипед»! Борис Соколов, заместитель начальника отдела повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности генеральной дирекции ОАО «Мосэнерго» считает, что «уровень раскрытия информации в годовых отчетах и на сайтах российских компаний неуклонно повышается. Это свидетельствует о растущем внимании менеджмента к требованиям ФСФР по составлению отчетности и запросам целевой аудитории, а также о понимании роли корпоративной отчетности в привлечении инвестиций. В этой связи еще более возрастает роль специализированного конкурса годовых отчетов, проводимого журналом “Рынок ценных бумаг” в содружестве с фондовой биржей “РТС” как “площадки”, на которой происходит обмен мнениями, “сверка часов” выявление наиболее перспективных направлений в подготовке отчетов. ОАО «Мосэнерго» принимает участие в конкурсе годовых отчетов с 1999 г. Компаниям следует учитывать накопленный богатый опыт крупных зарубежных компаний, которые в первую очередь обращают внимание на раскрытие информации, интересующей ее потребителей. Дизайнерское исполнение и полиграфическое оформление выполняются ими добротно, но без вычурности, присущей пока многим российским компаниям.

Исходя из данного тезиса, можно посоветовать организаторам конкурса при формировании номинаций со своей стороны стимулировать тенденцию приоритета содержания над формой. К примеру, сохраняя номинации “Дизайн и полиграфия“ и “Идея отчета”, скорректировать методику оценки таким образом, чтобы победу одерживал не самый большой по формату или по числу экзотических “наворотов” отчет, а отчет, в котором оформительскими средствами усиливается его информационно-аналитическая составляющая, создается общность образа и содержания.»

Выставка годовых отчетов

 
© ЗАО "Группа РЦБ"